Присоединяйтесь к нам:

Главная | Новости | Твой праздник, потребитель

15.03.2012 09:14

Сегодня исполняется 50 лет мировому потребительскому движению


Знаменательная дата берет начало 15 марта 1962 года, когда американский президент Дж. Кеннеди направил Конгрессу США «Специальное послание о защите интересов потребителей». США и раньше выступало впереди планеты всей в вопросах защиты прав потребителей, но тогда инициаторами различных изменений в сфере товаров и услуг были независимые потребительские объединения. В этот же раз первым о существующей проблеме незащищенности «всех из нас», так назвал потребителей Дж. Кеннеди, заговорило первое лицо государство.

Кеннеди впервые провозгласил тезис о направленности экономики на интересы потребителя, и отметил тот факт, что именно потребители являются наименее защищенной частью общества: «Две трети всех расходов в экономике осуществляется потребителями. Но они являются единственной важной группой в экономике, которая не организована эффективно, чей голос часто не слышится».

«…Если потребителям предлагается продукция плохого качества, если цены чрезмерно завышены, если лекарственные препараты являются опасными или бесполезными, если потребитель не может быть осведомлен о своем выборе, то его доллар тратится впустую, его здоровье и безопасность может оказаться под угрозой, и от этого страдают национальные интересы. С другой стороны, активные усилия по максимальному использованию доходов потребителей могут внести больший вклад в благосостояние большей части семей, нежели аналогичные усилия по повышению их дохода».

В послании провозглашались основные права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию. Президент подчеркнул, что без увеличения способности граждан потреблять и покупать товары и услуги, нет экономического развития и невозможен сбалансированный экономический рост. А также обрушился резкой критикой на рекламные кампании товаров и лекарств, намеренно предоставляющих неполную информацию о собственной продукции.

Организация Объединенных Наций затем объявила 15 марта Всемирным днем прав потребителей. Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был основан Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банков и финансов, науке и транспорту и др.) начали работать подкомитеты по проблемам потребителей, их заседания проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций.

По итогам слушаний отдельными изданиями публикуются стенографические отчеты. Граждане должны легко находить необходимую и достоверную информацию об интересующих их товарах, - вот что, по мнению Дж. Кеннеди, необходимо было реализовывать тоже как можно скорее.

В США было положено начало массовому движению потребителей, которое сейчас объединяет более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира. После 1945 года потребительское движение получило широкое распространение во многих западноевропейских государствах.

В нашей стране, тогда еще СССР, самоопределение граждан как потребителей вылилось в создание всевозможных клубов, обществ, ассоциаций по защите прав потребителей. Как и сейчас, тогда они ставили главной целью своей работы – сформировать потребительскую культуру у всех слоев населения, научить разбираться в товарах, услугах и знать свои права.

Хотя прав в то время у совдеповского потребителя было не так много, поскольку отрасли потребительского права в СССР не существовало вовсе. Были законодательные акты, регулирующие работу торговой отрасли и производства, на них и приходилось опираться.

Все изменилось с 1992 года, когда уже после развала Союза, в России вступил в силу Закон о защите прав потребителей. Удивительно, но именно он всегда считался едва ли не самым удачным и реально действующим из всех законов нашей страны. Он понятно и четко изложен, и за 20 лет, прошедшие с момента его подписания, помог многим потребителям отстоять свои права.

По степени лояльности к потребителю российский закон «О защите прав потребителей» можно было бы поставить на второе место после аналогичного закона США. Это настоящий рывок и в юридической сфере, ведь с тех пор в ней появилась отдельная отрасль - потребительское право.

Безусловно, огромную роль в практической реализации закона сыграли общественные объединения потребителей. Сотрудничая с независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей, различными профильными некоммерческими объединениями, они блестяще выполняли и продолжают выполнять просветительскую функцию, донося до граждан понятие, что каждый из нас является потребителем и имеет ряд прав и преимуществ, гарантированных законом.

Закон о защите прав потребителей не только защищает достаточно эффективно самого потребителя, но и дает возможность привлечь к санкциям недобросовестного продавца. В стране, где торговля всегда находилась в привилегированном положении, нововведение вроде того, что некачественный товар можно вернуть, стало по-настоящему революционным.

Другой вопрос, как меняется наша жизнь и в какие условия попадает современный потребитель с каждым новым днем. К сожалению, тенденция такова, что государство все меньше заинтересовано в том, чтобы защищать нас от поддельной и некачественной продукции, навязанных или безобразно выполненных услуг.

Оно, с гораздо большим удовольствием, рапортует о принятых мерах по развитию бизнеса. Причем абсолютно неважно, что этот бизнес производит – качественную колбасу из мяса или соевый суррогат, разливает молоко из под коров или разводит порошок.

Очень не хотелось бы, чтобы Закон о защите прав потребителей, который поначалу был некоей лакмусовой бумагой, позволяющей отделить хорошее от плохого, и сделать все для того чтобы справедливость восторжествовала, превратился, как та же колбаса из сои, в досадную и бесполезную формальность.

По инициативе власти наше государство похоронило обязательную сертификацию, и законы теперь позволяют продавцу смело заявить: я за все отвечаю! На словах, но не на деле. На деле все отдано на откуп потребителя: мол, он должен быть грамотным и во всем разбираться, а с производителя и продавца взятки гладки.

Муниципалитеты свернули работу контролирующих структур. Все обязанности по контролю возложены на Роспотребнадзор, куда хлынули люди с жалобами на некачественные продукты, товары и услуги. И уже сегодня можно сделать вывод, что с таким наплывом страждущих эта структура не справляется. В итоге, покупатель остаётся один на один со своими проблемами. Действует принцип: помоги себе сам!

В сложившихся обстоятельствах единственным выходом для потребителя становится обращение в общественные организации, у которых наработан большой многолетний опыт взаимодействия с контролирующими структурами и судами в вопросах защиты прав потребителей. Ведь, куда обращается чаще всего обманутый потребитель? В общество защиты прав потребителей.

По словам председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, количество обращений в суд потребителей ежегодно растет. Если в 1998 году было предъявлено 27,1 тысяч потребительских исков, в 2007 году - 95 тысяч, в 2010 году – уже 315 тысяч.

Резко возросло количество исков к кредитным организациям. В 2011 году число поданных гражданами исков о защите прав потребителей по договорам с финансово-кредитными учреждениями превысило 250 тысяч, тогда как в 2007 году было подано 4,8 тысяч исков. Соответственно, их число за 4 года выросло в 50 раз. Рост спровоцировали жалобы на незаконное взимание дополнительных комиссий за пользование кредитами.

Судами удовлетворяется 60-70% поданных потребителями исков, когда потребители выступают самостоятельно в защиту своих прав, и 90-95% исков, в случае, когда дело ведут юристы Общества защиты прав потребителей.

Однако, несмотря на положительный для потребителя исход дела, суды проявляют удивительную изобретательность при назначении размера выплат за моральный вред. В среднем эта сумма не превышает 3 тысяч рублей. Что для производителя или продавца не иначе как сущий пустяк.

Для сравнения американское законодательство, по аналогии с которым и писался наш потребительский закон, предполагает суммы в сотни раз выше. Как говорится, чтобы нерадивому производителю неповадно было. Достаточно вспомнить нашумевшую историю о слишком горячем кофе в Макдональдс.

В перманентной спячке находится у нас и служба судебных приставов. Такое ощущение, что все решения суда по потребительским искам вызывают у приставов стойкое отвращение. Достаточно привести статистику: если несколько лет назад исполнялось около 70% решений суда, то сейчас исполняется менее 40%. И на эту негативную тенденцию власти снова не обращают внимание, никакого контроля за исполнением решений не ведется.

Один из сильных ударов по потребителю - принятый в прошлом году Перечень технически сложных товаров. Раньше в него входила лишь треть наименований бытовой техники, сегодня - минимум 80%. Технику из этого списка не примут назад в магазине. С ней мы обязаны обращаться в гарантийную мастерскую и ждать ремонта в течение 45 дней. И кто после этого скажет, что потребитель у нас защищен со всех сторон?

В некоторых областях законотворческое бездействие оставляет потребителей незащищенными вообще. Взять, к примеру, авиаперевозки. В этой сфере применяется не Закон о защите прав потребителей, что было бы логично, а ст. 120 Воздушного кодекса, согласно которой потребителю положена издевательски низкая компенсация за задержку авиарейса в размере 25 рублей в час. Хотя большинство стран мира давно присоединились к Монреальской конвенции 1999 года, по которой компенсации за задержку авиарейса на порядок выше.

В отрасли связи для рядовых потребителей действует специальное исключение: заявления рассматриваются не 10 дней, как предписывает Закон о защите прав потребителей, а 60.

- Такие ограничения по распространению действия закона «О защите прав потребителей» на отдельные отрасли выгодны, прежде всего, крупному бизнесу, активно лоббирующему свои интересы в Государственной Думе и Правительстве РФ, - говорит Михаил Аншаков. К сожалению, по сложившейся в последнее время практике, представители власти при принятии законов и подзаконных актов никак не учитывают мнение потребительского сообщества, что приводит не только к ущемлению прав потребителей при принятии поправок в действующие законодательство, но и к низкому качеству самой законотворческой работы.

Понятно, что единственный закон, каким бы удачным он не был, не может гарантировать потребителю безопасные и качественные товары и услуги. Во всем мире эти категории регулируются целым списком подзаконных актов. Только почему то там законы пишутся именно для защиты потребителей, при этом ни в коей мере не ущемляя права добросовестных производителей. У нас же любая инициатива за право питаться безопасными продуктами и пользоваться качественными услугами воспринимается как посягательство на все бизнес-сообщество и желание его задушить.

До тех пор пока государство ставит приоритетом развитие такого бизнеса, защититься отдельно взятому гражданину с каждым годом будет все сложнее и сложнее. Уже сейчас благоприятный исход разбирательства с недобросовестными производителями зависит больше не от норм закона, а от активной позиции самого потребителя.

Остается надеяться, что стремление к справедливости в наших гражданах будет не иссекать, а преумножаться, несмотря ни на какие экономические факторы в стране.





 

Сделать репост в соц.сети:

 

КАЧЕСТВО.РУ в социальных сетях: