Присоединяйтесь к нам:

Главная | Пищевая продукция | Еда | Сгущенное не молоко

Из девяти образцов сгущенки, эксперты нашли два фальсификата, изготовленных из растительного сырья


Проверки сгущенного молока стали уже доброй весенней традицией. Население это лакомство любит и регулярно покупает. К счастью, прошли те смутные времена, когда найти натуральное сгущенное молоко было практически невозможно. Сейчас производители стали ответственнее и если и попадается подделка, то она чаще всего произведена мало раскрученным брендом.

Девять образцов сгущенного молока были доставлены в испытательную лабораторию «ПЭТЕКС» (подразделение СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг»). В ходе лабораторных исследований были выявлены два фальсификата: «Молоко цельное сгущенное с сахаром «Разгуляй», 8,5%» (ОАО «Льговский молочно-консервный комбинат», Курская область) и «Молоко цельное сгущенное с сахаром, 8,5% «SpbFERMA» (ООО «СПБФЕРМА», г. Санкт-Петербург).

Производитель из Курской области заявил на упаковке, что продукт изготовлен из молока нормализованного и сахара, а данные протоколов говорят, что состав жировой фазы этого продукта не соответствует составу молочного жира коровьего молока (наличие молочного жира не превышает 44% жировой фазы) и в нем содержатся жиры немолочного происхождения. Пищевая ценность образца также не соответствует ни по одному показателю. Например, массовая доля жира в образце составила всего 4,5% вместо обещанных 8,5%. Кроме того, вместо 55,5 г углеводов на 100 г продукта содержалось 67,0 г, а вместо 7,2 г белков – всего 2,06 г. Соответственно, и отличалась от указанной на упаковке и фактическая энергетическая ценность продукта.

Еще хуже результаты у фальсифицированного образца «Молоко цельное сгущенное с сахаром 8,5% «SpbFERMA», в составе которого молочной жир в жировой фазе образца практически отсутствовал (менее 5%). Помимо этого продукт не соответствовал данным маркировки пищевой ценности по содержанию белка: 2,84 г вместо 7,2 г, заявленных на этикетке. Также в составе этого сомнительного яства не был указан вид сахаров (сахароза, фруктоза, глюкоза, лактоза), что противоречит требованиям Технического регламента Таможенного союза № 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Также эти сведения необходимы людям, следящим за своим здоровьем и регулирующих поступление углеводов в организм.

По итогам экспертизы общественники обратились к производителям фальсификатов. Что удивительно, одно предприятие отреагировало оперативно. ООО «СПБФЕРМА» не стала доказывать свою невиновность, а провела лабораторные испытания поддельной партии продукции и, убедившись в справедливости выводов ИЛ «ПЕТЭКС», заявила, что отозвала из торговой сети всю партию фальсифицированного товара. Роспотребнадзор, проводивший проверку по фактам фальсификации, подтвердили, что некачественная продукция была отозвана из продажи. А вот со сгущенкой второго производителя - ОАО «Льговский молочно-консервный комбинат», произошла загадочная история. Контролеры не смогли обнаружить реального продавца фальсификата. Деятельность ИП Белокриницкая Л.П., от имени которой шла лихая продажа поддельного продукта на рынке «Фермерский», «прекращена в связи со смертью более трех лет назад», сообщили в Управлении. Информация об использовании учредительных документов ИП Белокриницкая Л.П. Управлением направлена в УМВД по Приморскому району для принятия мер. Вот такая вот фермерская торговля от мертвых душ.

Оба фальсифицированных продукта были упакованы не в традиционные жестяные банки, а в дешевый полимерный контейнер (ООО «СПБФЕРМА») и пластиковую бутылку (ОАО «Льговский молочно-консервный комбинат»). Это навело на мысль, что сгущенка, упакованная не в классическую железную банку, а в пластик, – признак фальсификата. Эксперты рынка не подтвердили эти подозрения, однако дали понять, что производители сгущенного молока в пластиковой таре, как правило, не производят, а только фасуют сгущенное молоко, приобретенное на стороне. Эта схема более рискованная с точки зрения качества, поскольку непосредственный изготовитель продукта не несет прямую ответственность перед магазином и потребителем. В данном случае по закону изготовителем считается фасовщик!

Выбирая сгущенное молоко, надо смотреть не на материал упаковки, а на то, насколько она качественно выполнена. Внимательно изучите этикету. Желательно, чтобы молоко было изготовлено по ГОСТу. Настоящая сгущенка может называться только как «молоко цельное сгущенное с сахаром». Если на банке написано какое-нибудь другое наименование типа «сгущенка», «варенка» и т.д. – это свидетельствует о том, что продукт сделан не по традиционным стандартам и в нем могут содержаться заменители молочного жира.

Образцы «Молоко цельное сгущенное с сахаром «Лента» 8,5%» (ОАО «Рогачевский МКК», Республика Беларусь) и «Молоко сгущенное Экстра с сахаром жирность 8,5% «ГЛАВПРОДУКТ» (ЗАО «Верховский молочно-консервный завод», г. Москва) соответствовали обязательным требованиям, однако по факту имели незначительные отличия по энергетической ценности, указанной на этикетке. В образце под частной маркой «Лента» была заявлена энергетическая ценность продукта 329 ккал, фактически она составила 336,1 ккал. В образце «ГЛАВПРОДУКТ» энергетическая ценность заявлена 320,5 ккал, а фактически – 333,7 ккал.

Изготовители не скрывают, что при производстве сгущенного молока часто вместо цельного используется сухое. Иногда в качестве сырья для повышения жирности, улучшения консистенции и цвета добавляют и сливочное масло. ГОСТу это не противоречит, но используемое молоко и масло должны быть качественными. Осенью, зимой и ранней весной практически все изготовители сгущенного молока, в том числе и белорусские, используют сухое молоко. Это связано с тем, что в данный период живого молока очень мало и оно стоит относительно дорого (к слову, чтобы сделать одну банку сгущенки, необходимо полтора литра молока). К весне молока становится больше, и вполне возможно, что в составе сгущенки, произведенной в этот период, будет присутствовать натуральное живое молоко.

Производители уверены, что качество сгущенки из сухого молока не хуже продукта, произведенного из цельного молока. Однако, эксперты им возражают:

– Проблемы с сухим молоком все-таки существуют, – говорит руководитель лаборатории «ПЭТЕКС» Людмила Гамова. – Практика показывает, что фальсифицированные молочные продукты нередко в своем составе содержат именно сухое молоко. В нем в производственных условиях труднее выявить замену (частичную или полную) молочного жира. В первую очередь это касается сухого молока обезжиренного или с низким содержанием жира. Бывает, что производитель закупает сухое молоко, не подозревая, что оно нестандартное по составу. В результате, не используя никаких методов фальсификации, компания на выходе получает продукцию, которая в составе жировой фазы содержит немолочные жиры. Причем ответственность за качество и безопасность готовой продукции с изготовителя не снимается. Поэтому предприятиям, которые осуществляют выпуск молочной продукции, имеет смысл периодически проводить лабораторный контроль молочного сырья на предмет идентификации его жировой фазы.

Несмотря на сложную ситуацию в продовольственном секторе, экспертиза показала, что у российских сладкоежек тем не менее есть богатый выбор качественных молочных консервов. Помимо торговых марок «Лента» и «ГЛАВПРОДУКТ» ГОСТу соответствовали образцы сгущенного молока еще пяти изготовителей: ЗАО «Нижнекисляйская молочная компания», Воронежская обл., ООО «Промконсервы», г. Смоленск (ТМ «Молочная страна»), ЗАО «Алексеевский молочноконсервный комбинат», Белгородская область (ТМ «Алексеевское»), ООО «Сухонский молочный комбинат», Вологодская обл. (ТМ «Вологодские молочные продукты») и ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат», Республика Беларусь (ТМ «Глубокое»). Это вселяет надежду на то, что добросовестным участникам рынка в перспективе все-таки удастся вытеснить с полок магазинов фальсификаторов сгущенки.

По материалам Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»


 

Сделать репост в соц.сети:

 

КАЧЕСТВО.РУ в социальных сетях: