Присоединяйтесь к нам:

Главная | Новости | Закон, который не суров

07.02.2012 21:20

Потребители могут потерять свои права


Закон о защите прав потребителей всегда считался едва ли не самым удачным и реально действующим из всех законов нашей страны. Он понятно и четко изложен, и за 20 лет, прошедшие с момента его подписания, помог многим потребителям отстоять свои права. По степени лояльности к потребителю российский закон «О защите прав потребителей» можно было поставить на второе место после аналогичного закона США.

Другой вопрос, как меняется наша жизнь и в какие условия попадает современный потребитель с каждым новым днем. К сожалению, тенденция такова, что государство все меньше заинтересовано в том, чтобы защищать нас от поддельной и некачественной продукции, навязанных или безобразно выполненных услуг. Оно с гораздо большим удовольствием рапортует о принятых мерах по развитию бизнеса. Причем абсолютно неважно, что этот бизнес производит – качественную колбасу из мяса или соевый суррогат, разливает молоко из под коров или разводит порошок.

Еще немного, и Закон о защите прав потребителей, который поначалу был палочкой-выручалочкой, позволяющей отделить хорошее от плохого, и сделать все для того чтобы справедливость восторжествовала, может превратиться, как та же колбаса из сои, в досадную и бесполезную формальность.

По инициативе власти наше государство похоронило обязательную сертификацию, и законы теперь позволяют продавцу смело заявить: я за все отвечаю! На словах, но не на деле. На деле все отдано на откуп потребителя: мол, он должен быть грамотным и во всем разбираться, а с производителя и продавца взятки гладки.

Муниципалитеты свернули работу контролирующих структур. Все обязанности по контролю возложены на Роспотребнадзор, куда хлынули люди с жалобами на некачественные продукты, товары и услуги. И уже сегодня можно сделать вывод, что с таким наплывом страждущих эта структура не справляется. В итоге, покупатель остаётся один на один со своими проблемами. Действует принцип: помоги себе сам!

В сложившихся обстоятельствах единственным выходом для потребителя становится обращение в общественные организации, у которых наработан большой многолетний опыт взаимодействия с контролирующими структурами и судами в вопросах защиты прав потребителей. Ведь, куда обращается чаще всего обманутый потребитель? В общество защиты прав потребителей.

По словам председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, количество обращений в суд потребителей ежегодно растет. Если в 1998 году было предъявлено 27,1 тысяч потребительских исков, в 2007 году - 95 тысяч, в 2010 году – 315 тысяч. Резко возросло количество исков к кредитным организациям. В 2011 году число поданных гражданами исков о защите прав потребителей по договорам с финансово-кредитными учреждениями превысило 250 тысяч, тогда как в 2007 году было подано 4,8 тысяч исков. Соответственно, их число за 4 года выросло в 50 раз.

Судами удовлетворяется 60-70%, поданных потребителями исков, когда потребители выступают самостоятельно в защиту своих прав и 90-95% исков, в случае, когда дело ведут юристы Общества защиты прав потребителей.

Однако, несмотря на положительный для потребителя исход дела, суды проявляют удивительную изобретательность при назначении размера выплат за моральный вред. В среднем эта сумма не превышает 3 тысяч рублей. Что для производителя или продавца не иначе как сущий пустяк. Для сравнения американское законодательство, по аналогии с которым и писался наш потребительский документ, предполагает суммы в сотни раз выше. Как говорится, чтобы нерадивому производителю неповадно было. Достаточно вспомнить нашумевшую историю о слишком горячем кофе в Макдональдс.

В перманентной спячке находится у нас и служба судебных приставов. Такое ощущение, что все решения суда по потребительским искам вызывают у приставов стойкое отвращение. Достаточно привести статистику: если несколько лет назад исполнялось около 70% решений суда, то сейчас исполняется менее 40%. И на эту негативную тенденцию власти снова не обращают внимание, никакого контроля за исполнением решений не ведется.

Один из сильных ударов по потребителю - принятый в прошлом году Перечень технически сложных товаров. Раньше в него входила лишь треть наименований бытовой техники, сегодня - минимум 80%. Технику из этого списка не примут назад в магазине. С ней мы обязаны обращаться в гарантийную мастерскую и ждать ремонта в течении 45 дней. И кто после этого скажет, что потребитель у нас защищен со всех сторон?

В некоторых областях законотворческое бездействие оставляет потребителей незащищенными вообще. Взять, к примеру, авиаперевозки. В этой сфере применяется не Закон о защите прав потребителей, что было бы логично, а ст. 120 Воздушного кодекса, согласно которой потребителю положена издевательски низкая компенсация за задержку авиарейса в размере 25 рублей в час. Хотя большинство стран мира давно присоединились к Монреальской конвенции 1999 года, по которой компенсации за задержку авиарейса на порядок выше.

- Такие ограничения по распространению действия закона «О защите прав потребителей» на отдельные отрасли выгодны, прежде всего, крупному бизнесу, активно лоббирующему свои интересы в Государственной Думе и Правительстве РФ, - говорит Михаил Аншаков. К сожалению, по сложившейся в последнее время практике, представители власти при принятии законов и подзаконных актов никак не учитывают мнение потребительского сообщества, что приводит не только к ущемлению прав потребителей при принятии поправок в действующие законодательство, но и к низкому качеству самой законотворческой работы.

Понятно, что единственный закон, каким бы удачным он не был, не может гарантировать потребителю безопасные и качественные товары и услуги. Во всем мире эти категории регулируются целым списком подзаконных актов. Только почему то там законы пишутся именно для защиты потребителей, при этом ни в коей мере не ущемляя права добросовестных производителей.

У нас же любая инициатива за право питаться безопасными продуктами и пользоваться качественными услугами воспринимается как посягательство на все бизнес-сообщество и желание его задушить. До тех пор пока государство ставит приоритетом развитие такого бизнеса, защититься отдельно взятому гражданину с каждым годом будет все сложнее и сложнее.





 

Сделать репост в соц.сети:

 

КАЧЕСТВО.РУ в социальных сетях: